Что такое валовая прибыль, ее показатели и формула расчета

Регулярное отслеживание валовой прибыли показывает рост или замедление производственных темпов, благоприятное или тормозящее влияние внешних и внутренних обстоятельств, рентабельность или убыточность предприятия.

Общая характеристика и значение валовой прибыли для развития производства

Грамотное управление производственной, коммерческой деятельностью любого предприятия невозможно без регулярного отслеживания финансовых показателей.

что такое валовая прибыль

Для наблюдения за оборотом денежных средств формируется бухгалтерская отчетность. Валовая прибыль — один из существенных показателей экономического потенциала компании.

Показатель выражает финансовый результат всех сторон деятельности компании. Величину отражают в бухгалтерском балансе.

Суммарное значение выражает влияние на успех предприятия внешних и внутренних параметров. Для удобства их разделяют на 2 группы.

Первая показывает зависимость ВП от организации внутри производства.

На ее величину влияют такие параметры как:

  1. Себестоимость продукции.
  2. Товарный коэффициент.
  3. Объем производства.
  4. Качество продукции.
  5. Степень использования производственных мощностей.

Помимо этих внутрипроизводственных причин на увеличение или снижение валовой прибыли оказывают влияние параметры внешней среды.

В их числе выделяют:

  1. Место нахождения компании.
  2. Нормативно-правовую базу.
  3. Политико-экономическое положение в стране.
  4. Окружающую природную среду.

Анализ параметров, оказывающих воздействие на величину валовой прибыли, необходим для принятия решения о целесообразности того или иного вида деятельности в том или ином регионе. С помощью этого инструмента выявляют прибыльные или убыточные сферы бизнеса, получают ориентиры на новые пути решения финансовых задач.

Понятие о валовой прибыли

Валовая прибыль показывает разницу между выручкой и себестоимостью продукции. Значение включает общую доходность предприятия минус производственные потери. По указу Министерства финансов показатель вносят в бухгалтерскую отчетность.

Валовая прибыль — разница между выручкой и себестоимостью сбытой продукции или услуги. Следует иметь в виду, что валовая прибыль отличается от операционной прибыли (прибыль до уплаты налогов, пеней и штрафов, процентов по кредитам).

Формула по балансу:

1. ВП – с. 2100.
2. Выручка – с. 2110.
3. Себестоимость реализации – с. 2120.

Справка: валовая прибыль показывает разницу между доходом, вложенным в себестоимость продукции и доходом, полученным после реализации.

Отсюда видно, что валовая прибыль выражает разницу между запланированной и фактической окупаемостью производства.

Валовую прибыль рассчитывают после реализации товара без учета налоговых выплат и прочих фиксированных платежей. В этом ее отличие от чистой или операционной прибыли.

Внешние, внутренние факторы

Валовая прибыль — величина, зависящая от обстоятельств вне и внутри предприятия. Общая экономическая ситуация в стране и в регионе, покупательная способность населения, востребованность в этом виде продукции и услуг относятся к внешним факторам, влияющим на доходность предприятия.

Внешние факторы, определяющие валовую прибыль:

  • затраты на транспортировку сырья, готовой продукции;
  • климатические, погодные условия;
  • экологическая обстановка;
  • социальное, экономическое положение региона;
  • внешнеэкономическое сотрудничество.

К внутренним факторам относят действительное состояние предприятия на текущий момент. Гибкость ценообразования, техническая и кадровая оснащенность, общая организация работы — основные составляющие ликвидности реализуемой продукции, влияющие на прибыльность.

Внутренние факторы:

  • выручка от продажи продукции;
  • доходы от вложений инвесторов;
  • доходы от сопутствующих услуг;
  • себестоимость товара;
  • уровень спроса и продаж;
  • цена товара.

Ошибки в ценообразовании, плохая организация рабочего процесса, денежные взыскания за недостатки в организации работы наносят финансовый ущерб предприятию. Валовая прибыль отражает действие прямых и косвенных параметров на степень экономической эффективности.

Валовая прибыль в сравнении с другими финансовыми показателями

Человеку, далекому от бухучета, нелегко понять, чем отличается валовая прибыль от валового дохода, в чем разница между валовой и чистой прибылью, как влияет на успех дела умение управлять маржой и как отображать в проводках балансовую и валовую прибыль.

Валовая прибыль и валовый доход

Доход это все денежные средства, которыми располагает компания. Понятие “валовый доход” означает общий оборот финансов в отличие от сиюминутной или ежедневной выручки. Валовый доход включает все денежные поступления на счет организации за текущий период. Помимо получения денег от непосредственной деятельности совокупный или валовый доход учитывает дотации, инвестиции, средства от сдачи оборудования или помещений в аренду, взыскания штрафов, комиссий без учета налогов и прочих отчислений. Валовая прибыль складывается из валового дохода за вычетом производственных расходов.

Понятие о чистой прибыли

Чистая прибыль это денежная сумма, которая остается после отчислений налогов, штрафов, пеней, других фиксированных или единоразовых выплат.

Понятие о маржинальной прибыли

Маржинальная прибыль или маржинальный доход это выручка, которая остается после минусования переменных затрат. К ним относятся стоимость материалов, зарплата сотрудников и тому подобное.
Маржа помогает выбрать наиболее доходный способ ведения бизнеса. Валовая прибыль характеризует эффективность предприятия в целом.

Балансовая прибыль и ее отличие от ВП

Балансовая и валовая прибыль — понятия близкие, но не тождественные. Валовая прибыль отражается на счете 90 как разница между доходами и расходами (сальдо) от реализации товаров. Балансовая прибыль показывает совокупный доход предприятия без вычета налогов. Совокупный доход включает все активы компании. Значение балансовой прибыли представляет сальдо счета 99.

Слагаемые валовой прибыли

Валовая прибыль складывается из следующих компонентов:

  • средства от продажи товаров, оказания услуг;
  • выгода, полученная от лесных угодий и сельского хозяйства;
  • финансы, полученные от реализации имущества компании, оборудования и тому подобного;
  • суммы от сопутствующих доходов;
  • суммы от реализации акций.

Как показывает статистика, большая часть валовой прибыли приходится на основную деятельность.

Отражение валовой прибыли в балансе

Строка 2100 отчета о прибылях и убытках отдана показателям валовой прибыли. В расчете используют сведения из строки 2110, показывающей выручку от реализации и сведения о себестоимости продукции из строки 2120. Разница этих показателей дает значения валовой прибыли. Отрицательное значение говорит об убыточности бизнеса. Значение записывается в круглых скобках без минуса.

Понятие о коэффициенте ВП

Валовая прибыль в процентном выражении называется коэффициентом ВП. Значение показывает отношение совокупной прибыли к размеру выручки. Высокий коэффициент свидетельствует о прибыльности бизнеса, подтверждает надлежащий уровень контроля за расходами. Низкий процент говорит о плохой окупаемости затрат на изготовление, выпуск и реализацию продукции.

Коэффициент ВП — важный показатель мониторинга деятельности компании в локальном сегменте экономики. Определяет ее место в ряду конкурентов, дает представление о темпах экономического роста.

Значение показателя валовой прибыли для перспективного развития бизнеса

Показатель отражает финансовый результат на фоне общих расходов производства, коэффициент учитывает не только себестоимость продукции, но и затраты на управление, на продажу, внешнеэкономические связи.

Справка: TCтехн — технологическая себестоимость. Отражает цеховые расходы, стоимость сырья, заработную плату сотрудников.

Сюда входят затраты на поиск партнеров, сбыт продукции, заключение контрактов, подписание соглашений. Суммарно эти расходы относятся к технологической себестоимости товара.

Общие слагаемые коэффициента ВП делятся на субсчета или на расходы второго ряда.

Общий вид формулы ВП

Валовую прибыль выводят после получения выручки. Из суммы, полученной от реализации товара (TR), вычитают показатель себестоимости продукции (TCтехн) и получают значение валовой прибыли (GP).

Внимание: классическая формула выглядит так: GP = TR — ТСтехн.

Принцип анализа валовой прибыли

Анализ заключается в исследовании составных элементов валовой прибыли и поисков дальнейшего ее использования.

На первом этапе происходит изучение динамики через слагаемые ВП. Это так называемый горизонтальный подход.
На следующем этапе формируют комплекс мер по изменению качественных показателей компонентов (вертикальный подход).

анализ валовая прибыль

Подробный анализ включает тщательное исследование каждого элемента в отдельности и всех данных в совокупности. Рассмотрению подвергают составные детали и факторы влияния.

Проводки: учет валовой прибыли

Валовая прибыль отображается на счету 90 “Продажи”. Счет 90/9 закрывают каждый месяц, списывая сальдо на счет 99 “Прибыли и убытки”.

Остаток на счету 90/9 показывает валовый убыток по основным видам деятельности. Кредитовый счет 90 подтверждает валовую прибыль за месяц. По счету 90 закрывают счета второго порядка (субсчета).

Формула расчета ВП

После реализации товара при подведении итогов рассчитывают количественный показатель ВП. Денежный остаток до налогообложения выражает степень эффективности управленческой стратегии, показывает результативность ценовой политики, выводит зависимость доходности от снижения себестоимости продукции и сокращения издержек производства.

Значение определяют по формуле:

ВП = Д – (С + З);

Где ВП — валовая прибыль;

Д — количество реализованного товара;

С — стоимость продукта;

З — расходы при производстве.

Справка: Обычно валовую прибыль рассчитывают раз в год.

Вышестоящим инстанциям сведения о прибыльности или убыточности подконтрольных компаний дают повод к либерализации налогообложения, если оно препятствует интенсивности их развития.

Расчет валовой прибыли на примере

Компания выпускает электрические утюги. Расходы на производство составляют 30 000 рублей, другие издержки – 15 000. Реализация в среднем за день составляет – 500 утюгов по цене 1 000 рублей за одно изделие.

Внимание: валовая прибыль — основа планирования дальнейшей деятельности компании с учетом исправления недостатков, тормозящих увеличение доходности.

Чтобы рассчитать ВП, подсчитывают дневную выручку: число проданных утюгов умножают на стоимость одной штуки. Получают 500 000 рублей. Из этой суммы вычитают затраты на производство и производственные потери, составляющие в совокупности – 45 000 рублей. Из 500 000 вычитают 45 000, получают 455 000 рублей валовой прибыли.

Специфика расчета в зависимости от типа предприятия

Предприятие, реализующее свою продукцию, выводит валовую прибыль после вычета всех расходов. В их число кроме себестоимости входят скидки и возвраты товара. Разница между выручкой и расходами показывает валовую прибыль.

Справка: алгоритм расчета общий для всех предприятий.

Расчет валовой прибыли компании, предоставляющей услуги, производят без учета себестоимости продукции. Из дневной выручки отнимают скидки и другие подобные расходы. Остаток показывает валовую прибыль.

Показатель валовой прибыли как инструмент развития бизнеса

Расчет валовой прибыли нужен для анализа производственных ресурсов и определения общей рентабельности предприятия. ВП не отображает фактический доход; показатель выводится без учета расходов на рекламу, заработную плату, аренду или эксплуатацию помещения.

Важно: данные о совокупной прибыли служат не частным, а общим целям. Они нужны для выявления ближайших и дальнейших перспектив развития бизнеса.

Главная цель вычисления валовой прибыли — вскрыть слабые и сильные места в производственной и экономической структуре производства с тем, чтобы найти способы подъема производительности труда и улучшения показателей.

ВП показывает необходимость:

  1. Оптимизации ценовой политики.
  2. Избавления от лишних расходов.
  3. Повышения эффективности работы.

Важно: валовая прибыль — величина непостоянная. Верная координация в мире бизнеса позволяет предпринимателям изменить ее в лучшую сторону.

Наблюдение за динамикой развития ВП позволяет увидеть практические результаты проведенных реформ, составить график финансово-экономической результативности, определить выгодные направления и устранить помехи на пути увеличения прибыльности.

Меры по увеличению валовой прибыли

Расчет ВП, анализ всех ее элементов, выявление сопутствующих и препятствующих факторов нацелены на повышение доходности предприятия. Экономическая теория и практика имеют в своем арсенале инструменты повышения валовой прибыли.

Вот они:

  1. Техника ЛИФО.
  2. Налоговые льготы.
  3. Списание безнадежных долгов.
  4. Уменьшение издержек.
  5. Гибкость в ценообразовании.
  6. Использование высоких технологий.
  7. Улучшение качества продуктов и услуг.
  8. Повышение контроля за нематериальными средствами.

Справка: Метод LIFO (ЛИФО) – методика учета товарно-материальных ценностей в стоимостном выражении по цене последней изготовленной или поступившей партии. В соответствии с данным методом товарно-материальные ценности, поставленные на учет последними, выбывают с учета первыми.

Интенсификация производственных процессов, использование высокотехнологичного оборудования, качественного сырья, разумная организация труда, применение современных технологий — факторы, обеспечивающие ликвидность продукции и, как следствие, повышение ВП.

Валовая прибыль — денежная сумма, оставшаяся на счету компании после вычитания производственных расходов. Числовое значение определяется формулой. Детали расчета различаются в зависимости от типа бизнеса. Показатель необходим для оценки технологических ресурсов производства. ВП помогает разумному формированию товарной стоимости продукции. Значение отражается в финансовой отчетности через проводки, утвержденные приказом Министерства финансов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Эльдар/ автор статьи
Обо мне можно прочитать здесь "О проекте"
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Как работать.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: