Что такое конфликт и как им управлять

Каждый человек, который хоть как-то контактирует с окружающим миром и с людьми в целом, сталкивался со сложной ситуацией в общении или переговорах. Иногда возникают конфликтные ситуации, а иногда они возникают целенаправленно, чтобы одна из сторон получила свою выгоду. Давайте разберемся что такое конфликт, почему он возникает и как им управлять.

что такое конфликт и как им управлять

Что такое конфликт

Существует представление о том, что конфликт это всегда негативное явление, и организации или конкретные личности у которых они возникают, страдают слабым управлением или самоконтролем, но на самом деле, многие используют конфликт с своих целях и стараются тем самым извлечь выгоду для себя.

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя сторонами или более, когда каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель и мешает другой стороне делать то же самое.

  • Вид социального взаимодействия , направленного на разрешение противоречий;
  • Противоречия возникают в результате столкновения разных (разнонаправленных) интересов.

Конфликт состоит из двух элементов:

  1. Предмет конфликта – это объективно существующие или воображаемые интересы, служащие основной конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
  2. Конфликтные действия – Это форма и содержание взаимодействия между собеседниками, их действия по разрешению конфликта, направленные на то, чтобы препятствовать противоположной стороне в достижении ее целей.

Функции конфликтов

Негативные Позитивные
  • Снижение продуктивности совместной деятельности;
  • Снижение качества коммуникаций;
  • Снижение уровня доверия;
  • Возникновение и развитие стресса;
  • Урон для имиджа и репутации;
  • Ухудшение или разрыв отношений
  • Выявление узких мест и проблем;
  • Прояснение позиций участников;
  • Появление новых стимулов и мотивации;
  • Поиск новых решений задач;
  • Снижение эмоциональной напряженности и оптимизаций отношений;
  • Расширение способоб взаимодействия и стратегий поведения в проблемных ситуациях

Откуда появляются конфликты

причины возникновения конфликтов

Выделяют всего две причины возникновения конфликтов:

Объективные факторы:

  • Противоречие интересов – Дефицит времени, ограниченность ресурсов, противоположные цели;
  • Действие третьих лиц;
  • Недостаток информации.

Субъективные факторы:

  • Личные взаимоотношения – Односторонняя или взаимная неприязнь, недоверие.
  • Необоснованные подозрения;
  • Слухи.

Категории конфликтов

Конфликты бывают внешние и внутренние. К внешним мы относим разногласия происходящие за пределом вашей работы, личности. А внутренние наоборот. Смотрите картинку ниже.

категории конфликтов

Какие действия могут привести к конфликту

Причины возникновения конфликтов, так же многочисленны, как и конфликты. Основные причины возникновения конфликтов в организациях следующие:

1. Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации. Как известно, ресурсы в любой экономической системе ограничены, а потребности людей ограничения не имеют. Поэтому даже самые крупные и богатые организации всегда испытывают дефицит ресурсов. Необходимость их распределения неизбежно ведет к конфликтам. Люди хотят получать все больше и больше и ищут способы удовлетворения собственных потребностей, которые кажутся им вполне обоснованными. То, что является препятствием в получении доступа к ресурсам, будет для них причиной возникновения конфликта.

2. Взаимозависимость задач. Возможности возникновения конфликтов существуют везде, где люди зависят друг от друга в выполнении общих задач. В организациях тесно взаимосвязан линейный и штабной персонал. Неудовлетворение взаимных требований приводит к конфликтам.

3. Различия в целях. Возрастание вероятности конфликтов такого рода происходит по мере увеличения организации и выделения специализированных подразделений. Например, вновь созданный на предприятии «Отдел маркетинга» имеет цель обеспечить организацию как можно большим объемом заказов с перспективой сбыта продукции на самых выгодных условиях. Производственные подразделения имеют свою цель — выпускать продукцию, не требующую внедрения новых технологий, переподготовки кадров и т. д. У высшего руководства свои цели — и обновить портфель заказов, и поменьше потратиться на нововведения. Отдельные работники организации преследуют часто собственные цели, отличающиеся от целей других.

4.Различия во взглядах и представлениях. Руководители и исполнители могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. Каждый отстаивает свою точку зрения, считая ее единственно верной, а своего оппонента может принимать за врага.

5. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организации часто связаны с неточной и неполной передачей информации или отсутствием необходимой информации, неправильным ее толкованием. По этой причине очень сложно управлять конфликтом.

6. Обманутые надежды. Обещания, данные людям, не выполняются.

7. Различия в психологических особенностях людей. Важной причиной конфликтов могут быть различия в темпераменте, характере, потребностях, мотивах и других психологических особенностях людей. Эти различия особенно часто являются причинами межличностных конфликтов. Иногда встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность, враждебность, негативно воспринимают то, о чем им говорят. Они постоянно либо «нападают», либо «защищаются», оспаривают каждое слово, не вникая в смысл сказанного оппонентом.

Конфликтогены — это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту. Разжиганию конфликтов способствует эскалация конфликтогенов, когда на какой-либо конфликтоген в адрес человека он старается ответить более сильным конфликтогеном для того, чтобы сильнее, больнее проучить обидчика.

Классификация конфликтогенов

Стремление к превосходству:

  • Прямые проявления превосходства (приказывание, угроза, критика, обвинение, насмешка, сарказм);
  • Снисходительное отношение;
  • Категоричность;
  • Навязывание своих советов;
  • Перебивание собеседника.

Проявление эгоизма:

  • Обман или попытка обмана;
  • Перекладывание ответственности на другого человека;
  • Утаивание информации, чтобы “владеть ситуацией”.

Нарушение правил этики:

  • Пренебрежение обязанностями;
  • Нарушение субординации.

Правила устранения конфликтогенов:

  • Критичное отношение к себе и своим действиям;
  • Терпимость к действиям и словам оппонентов;
  • Доверие к собеседнику (если нет объективных причин недоверия)

Из каких элементов состоит конфликт

Структура конфликта

структура конфликта

Динамика конфликта и периоды развития

Простыми словами конфликт возникает из сложившей сложной ситуации, к которой подключаются конфликтогены.

Периоды конфликта наблюдаются следующие:

  1. Латентный – Опасение или понимание, а может быть и просто воображение, что интересы нарушает, ущемляет или игнорирует другая сторона или стороны.
  2. Стадия открытого конфликта (Эскалация конфликта) – обострение противоборства, при котором каждое последующие разрушительное воздействие оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущее.
  3. Постконфликтная ситуацияИнструментальное доверие – надежность в выполнении обязательств, учитывающих интересы противоположной стороны, на основе гарантий, закрепленных санкциями. Личностное доверие – отсутствие сомнений в надежности поведения другого участника в ситуации неопределенности

Технологии работы с конфликтами

Алгоритм управления конфликтом

алгоритм управления конфликтом

Поиск вариантов решения:

  • Установление общих целей для конфликтующих сторон;
  • Предоставление информации, которая могла отсутствовать ранее;
  • Снижение эмоционального напряжения;
  • Привлечение к поиску решения третьих лиц;
  • Предложение вариантов решения каждой из сторон.

Выбор оптимального решения:

  • Оценка необходимого времени;
  • Оценка возможного результата;
  • Оценка уровня взаимоотношений.

Восприятие ситуации в конфликте

Проблема образов (информационных моделей) конфликтной ситуации, имеющихся у каждой из участвующих сторон, стала рассматриваться в конфликтологии сравнительно недавно, с конца 60-х годов. Под образом конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Она включает в себя:

  • представление оппонентов о самих себе (своих целях, мотивах, Ценностях, возможностях и т.д.);
  • о противостоящей стороне (ее Целях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.);
  • каждого участника о том, как другой воспринимает его; о среде, в которой складываются конкретные отношения.

Именно идеальные картины конфликта, а не сама реальность определяют поведение сторон. Как отмечает Н.В. Гришина, человек не просто реагирует на ситуацию, но «определяет» ее, одновременно «определяя» себя в этой ситуации, и тем самым он создает, «конструирует» конфликтную ситуацию. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая:

  1. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.
  2. Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).
  3. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).
  4. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом.

Факторы искажения восприятия в конфликтной ситуации:

  • Влияние негативных эмоций на восприятие;
  • Доступность объективной информации о ситуации;
  • Значимость целей субъектов в контексте ситуации;
  • Психологические особенности субъектов (тип темперамента, особенности характера, склонности и так далее);
  • Психические состояние (стресс, отклонения в здоровье, фрустарация, алкогольно или наркотическое опьянение);
  • Степень недопонимания людьми друг друга;
  • Доминирование в сознании оппонентов “агрессивной концепции среды”;
  • Негативная установка, сформировавшаяся в отношении оппонента;
  • Стереотипы и иррациональные идеи, наши ожидания по поводу того, какими должны быть другие и мир в целом.

Основные элементы управления конфликтами

  • Диагностика – идентификация необходимых признаков конфликта;
  • Прогнозирование – обоснованное предположение о возможном возникновении и развитии конфликта;
  • Профилактика – организация производственных процессов, которая исключает или сводит к минимуму вероятность деструктивных конфликтов;
  • Урегулирование – согласие сторон или результат организованного побуждения или принуждения одного из противников к тому или иному способу действий, соблюдения определенных “правил игры” без устранения причин конфликта;
  • Разрешение – определение существующих разногласий и позиций участников, прекращения противостояния путем согласования интересов сторон, приводящие к устойчивому равновесию в отношениях, удовлетворяющему обе стороны.

Поведение в конфликтах

Тактики поведения в конфликте

Название Описание
Жесткие
  • Тактика захвата и удержания объекта конфликта
  • Тактика физического насилия или ущерба;
  • Тактика психологического насилия: грубость, оскорбление, клевета;
  • Тактика давления: приказ, ультиматум, шантаж, угроза, предъявление компромата.
Нейтральные
  • Тактика демонстративных действий: публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, бессрочное голодовки, перекрытие железнодорожных путей, плакаты, лозунги;
  • Санкционированные: воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения;
  • Тактика коалиций: усиление своего ранка в конфликте за счет образования союзов, увеличения группы, поддержки руководителей, общественности, друзей, родственников, СМИ, органов власти (используется в одной трети конфликтов).)
Мягкие
  • Тактика фиксации своей позиции: использование фактов, логики для подтверждения своей позиции, убеждение, просьба, критика, выдвижение предложений и др.;
  • Тактика дружелюбия: корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, оказание услуги, извинение, поощрение.

В любом конфликте важно, чтобы стороны получили позицию так называемую Win/Win, обе стороны должны победить. Этого можно добиться только если идти на сотрудничество или пойти на компромисс в каком-либо решении.

Поведение в конфликтах

Избегание(уход) Проигрыш/Проигрыш
Уступка Проигрыш/Выигрыш
Соперничество Выигрыш/Проигрыш
Компромисс ???
Сотрудничество Выигрыш/Выигрыш

Профессиональный подход в работе с конфликтами

Советы для бесконфликтных продаж

  1. В каждом клиенте вы должны видеть личность и индивидуальность;
  2. Старайтесь понять личные потребности клиента, задавая открытые вопросы. Например “Что для вас важно при выборе данной услуги или продукта? На что вы обращаете внимание?” Ответив на эти вопросы, клиент обязательно проявит свои индивидуальные потребности, не зная которых, вы не сможете его в чем-либо убедить;
  3. Прежде чем вы начнете делать презентацию, убедитесь, что вы правильно определили потребности клиента. Для этого достаточно уточнить или резюмировать его ответы;
  4. Не пытайтесь убедить человека, если вы не понимаете или не знаете, что он в действительности хочет получить от продукта или услуги;
  5. Никуда не торопитесь, будьте последовательны. При взаимодействии с клиентом, продажа прежде всего должна быть в виде диалога. Не надо пытаться рассказать клиенту все, что вы знаете. Благоприятное впечатление вы произведете, только в том случае, если вы выслушаете клиента, поймете и скажите ему то, что он хочет услышать.

Если говорить о конфликтах которые возникают в рабочих процессах, то старайтесь думать и действовать на несколько шагов вперед. Основа любой конфликтной ситуации лежит в разногласии интересов. Постарайтесь понять, что нужно вашему оппоненту и сопоставьте это с вашими интересами.

Благодаря такой проделанной работе заранее, вы сможете быть готовы к развитию любой ситуации и скорее всего сможете избежать конфликта.

Подписывайтесь на новости блога, чтобы получать свежие статьи, первым!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Эльдар/ автор статьи
Обо мне можно прочитать здесь "О проекте"
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Как работать.ру
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: